ЧАСТЬ V
КАЗАКИ НАКАНУНЕ ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 ГОДА
1.    КАЗАКИ:   народ    или    сословие?
Можно ли КАЗАКОВ назвать не народом, а сословием? На этот вопрос достаточно обстоятельно ответил еще в 1956 году в своем КАЗАЧЬЕМ «Историческом календаре» С В. Болдырев. Его доводы не потеряли своей актуальности и убедительности и сегодня.
Всем известно, что сословия в России регламентированы по образцам Западной Европы только Петром I и Ека¬териной II. До этого в Московском царстве, действительно, существовало деление на различные социальные слои, как дворяне, бояре, посадские, холопы, черносошные, кабальные и другие, но это - не сословия в нашем понимании. А ведь КАЗАКИ исторически существовали уже несколько веков и до регламентов Петра и Екатерины. Кем же они тогда считались?
Мы знаем, что КАЗАКИ принимали участие в Куликовской битве (1380), а Карамзин, «отец российской истории», берет и еще раньше, говоря: «Казаки, во всяком случае, древнее Батыева нашествия (1237). А российский историограф Татищев сообщает, что КАЗАКИ существовали еще во время хазарской империи. К какому же тогда они сословию принадлежали? К какому сословию принадлежали известные истории КАЗАКИ - атаманы Сусар, Мелих, Ермак, Семен Дежнев?
Вообще о сословиях: можно ли считаться сразу в нескольких? Всем известно, что в каждом сословном государстве его гражданин может принадлежать только к одному сословию. Например, русский крестьянин принадлежал к крестьянскому сословию, но вот он разбогател на земле, бросил свое хозяйство, купил лавку, получил права на торговлю и «гильдию». Теперь он уже купец, а не крестьянин. Затем сын его закончил духовную семинарию и, став священником, перечислен из купеческого в духовное сословие; родной брат этого, как сын купца, мог из военного училища получить офицерский чин и после служебного повышения — зачислялся в дворянское сословие, а из купеческого исключался, так как одновременно нельзя было состоять в двух сословиях, разных по правам.
Как же обстояло дело с этим сословным вопросом у КАЗАКОВ? У КАЗАКОВ в свободных обществах никогда не было сословных делений. Они были равны между собою, как граждане своей КАЗАЧЬЕЙ земли. Какое бы положение каждый из них не занимал, он оставался равным между равными. Но российское правительство, желая разбить КАЗАЧИЙ народный монолит, основанный на полном их равенстве, а также в целях полнейшей русификации и общеимперской нивелировки, стало вводить сословные разграничения. Так при Ека¬терине II учреждается дворянство, при Александре I выделя-ются «торговые КАЗАКИ» и т.д. Если считать КАЗАКОВ сословием, то получается уникальная, единственная в мире ситуация: каждый КАЗАК, состоя в своем КАЗАЧЬЕМ сословии, одновременно будто бы состоит в сословии дворянском, духовном, купеческом и т.п. Абсурдность такого положения поняли даже в советской и сегодняшней «демократической» России, когда после декретов, уничтожающих все сословные различия, после страшных лет тотального геноцида КАЗАКОВ, в конце концов, их бытие возрождено формально (материа¬лы Всероссийской переписи населения 2002 года) не в качестве сословия, а в качестве «этнической (!!!) группы русских», что, конечно, не соответствует действительности.
Но оставим пока вопрос о самостоятельности КАЗАЧЬЕГО этноса. Рассмотрим возможность идентификации КАЗА-КОВ как сословия.
1.         Где и в каком государстве было так, чтобы «сословие» имело свою определенную территорию?
А вот в иностранных атласах на французских, итальянских, немецких картах 17 века неоднократно встречаются надписи «Страна Донских КАЗАКОВ», «КАЗАЧЬЯ Страна», «КАЗАЧЬЯ территория». Также в российских учебных атласах Линберга, Ильина и других, по которым мы сами учились в школах, находим в бассейне реки Дона надпись «Донские КАЗАКИ», на Урале - «Уральские КАЗАКИ» и т.п. А в атласах старших изданий, на месте нынешней Области Войска Донского, читаем «Земля Донских КАЗАКОВ». Так официально называлась эта территория со времен Екатерины II до 1870 года. А в эпоху Петра I на карте 1696 года генерал Я. Брюс написал: «Юрты Донских КАЗАКОВ», а еще раньше в Книге Большого Чертежа времен царя Федора Алексеевича на том месте значатся «Владения Донских КАЗАКОВ». Это ли сословие? Даже любопытно было бы увидеть карту России с обозначением по роду оружия или сословиям. Например: «Земля калужских дворян» или «Земля пензенских мещан».
2.        Где и когда сословия вели самостоятельные войны, совершали походы сухопутные и морские? А сколько битв записано в истории КАЗАКОВ еще до завоевания их Московской Русью? А сколько раз их гребные флотилии громили берега Крыма, Персии и могущественной Турции уже в то время, когда на Москве еще не было флота. Это ли сословие, «община», «этническая группа»?
3.        Какое сословие имеет свою гражданскую и военную историю? А ведь КАЗАКИ ее, несомненно, имеют!
4.        Какое сословие имеет свою народную одежду, свою особую прическу, свои особые песни и танцы, свой особый стиль построек - куреней, уходящий в далекое прошлое своей страны, и если не собственный язык, то, во всяком случае, особые казачьи говоры, в которых обнаруживаются иностранные слова? А у КАЗАКОВ все это есть!
5.        Когда и где сословия имели свою постоянную армию, со всеми родами оружия? А независимое государство КАЗАКОВ представляло из себя военно-демократическую республику.
6.        Когда и где сословие, община или этническая группа имели свою территорию, свои законы, парламенты (Круги и Рады), автокефальную церковь (в допетровское время), вели свою политику?
А вот о КАЗАКАХ, в совершенно официальном издании «Столетие Военного Министерства», читаем: «До последней четверти 17 века донские КАЗАКИ были совершенно независимыми от Москвы и в отношени московского и других своих соседей вели свою политику».
7. Наконец, где, когда и в каком государстве было так, чтобы сословие, род оружия и т.д. сами становились государством?
А вот Дон, Кубань, Терек в 1918 году возродили, как это было в старину, свои КАЗАЧЬИ республики и в них парламенты (Круги, Рады), свои конституции, гербы, флаги и другие атрибуты государственной независимости. Дон, к тому же, имел свой государственный банк, выпускавший «донские» денежные знаки и Донской Сенат.
Осуществить все это мог только народ, а не сословие.
*****
Но если КАЗАКИ - это народ, значит у него должны быть свои особенности характера, заложенные на генетическом уровне, то, что непременно должно отличать его от других.
Не одно тысячелетие формировалась суть КАЗАКА: человека с сознательным источником динамизированной воли. КАЗАК - это господин сам себе, умеющий противостоять стремлениям своего импульсивного существа. Только люди воли способны подчиняться долгу, дисциплине, команде. Им присущ высокий воинский дух, мудрость и ответственность за содеянное.
Органы проявления воли: взгляд, речь, жест, движения. Зрение и слух - лучшие качества в разведке. Эти органы у КАЗАКОВ не только безупречно развиты, но и в нужный момент усилием воли обостряются. Они не теряют самообладания при виде смерти, крови, изуродованных тел. Они проявля-ют твердость духа в любых экстремальных ситуациях: не боятся темноты, природных явлений, галлюцинаций; умеют подавлять страх. Негативные последствия раздражающих внешних факторов: скрипа, скрежета, грохота, визга, крика, свиста - преодолеваются и подавляются усилием воли и не воздействуют на нервные центры и психику. Они умеют также подавлять  обоняние. Выносят мужественно неприятные запахи: пот, вонь, разложение трупов. Едят, что есть, чтобы выжить. Спокойно переносят как жару, так и холод, длинные переходы и многочасовые сидения в засаде, многоверстовые пешие и конные переходы. КАЗАКИ владеют искусством расслабляться и управлять своими любовными влечениями, страстями, поступками. Медики и сегодня констатируют, что КАЗАКАМ, побывавшим в экстремальных ситуациях «горячих точек», в отличие от представителей других этносов, требуется гораздо меньше времени на послестрессовую реабилитацию.
Поведение КАЗАКА с детства «подгонялось» под военные коллективные действия. В КАЗАЧЬЕЙ среде немедленно пре-секались споры, ибо не истину рождают они, а противников идеи и врагов. Ссора - удел слабых людей, обида - удел зависимых и рабов.
Слова имеют магическую силу: заговоры, причитания, лесть, уговоры, сквернословие, молитвы, обещания, мольба о прощении, всевозможные посулы, выпытывание, угрозы и многое другое. Человеческий голос и взгляд может гипнотизировать и магнитизировать. Противиться разумом, собрав волю, может только сильный человек. «Научись побеждать себя, и ты победишь других», - под таким лозунгом сурово воспитывался КАЗАЧОНОК с детства. Сколько в ходу поговорок ходит в КАЗАЧЬЕЙ среде: «На чужой каравай рот не разевай», «Сначала подумай, потом говори», «Держи язык за зубами» и т.д. Все они направлены на ежеминутное, постоянное формирование навыков поведения ребенка. Строжайшим образом контролируются слово, действие, поступок. Ведь не только словом, но и взглядом можно выразить презрение, силу, волю, приказ.
Жесты. От них зависит владение холодным оружием, совершенством ближнего боя в союзе с пластичными движениями тела, умением увернуться, уклониться. Это движение рук мимолетное и продолжительное. Такому отточенному мастерству учатся с детства при доведенной до совершенства реакции на любой раздражитель.
Движения. Это и походка, и осанка, и стать, и умение владеть своим телом в различных ситуациях.
 К моменту срочной службы КАЗАК уже имел гораздо больше военных знаний, чем их получал средний солдат, уходя после окончания службы в запас. В результате КАЗАЧЬИМ подразделениям не было равных не только в России, но и ни в одной армии мира.
Окружные КАЗАЧЬИ станицы насчитывали более 20 000 жителей. Они больше походили на города, имея свои чугуно-литейные, кирпичные, кожевенные, суконные заводы, паровые мельницы, десятки мастерских, множество лавок, в которых (в том числе - и заморские купцы) продавали дорогие натуральные шелка, парчу, голландское сукно и кружево, галантерейные товары, изысканные ювелирные украшения, бижутерию. Со всей России свозились на рынки дорогие меха, яркие кашмирские платки, сибирские шали, мануфактуру и прочее. Пришлые ремесленники, торговцы, рабочий люд вели себя тихо и сдержанно, прибыль имели хорошую, а безупречный порядок и дисциплина, царящие в КАЗАЧЬИХ поселениях, всегда были гарантом сохранности привозимого и произведенного добра.
Окружные станицы имели проспекты, огромные школы с залами, оборудованными галереями и ложами, гостиницы, кинотеатры, телеграф, железнодорожные станции, военные и кадетские училища, институты. КАЗАКИ учились много и охотно, они были не только прекрасно обученными воинами, но также владели многими гражданскими профессиями.
Вопреки распространяемой бегло-холопской теории происхождения КАЗАКОВ и домыслах об их, якобы, полупьяном и разбойничьем образе жизни, дисциплина в КАЗАЧЬЕМ обществе поддерживалась на самом высоком уровне. За пьянство в будние дни брались высокие штрафы, судили на Кругу, секли плетью. Замеченного в краже привязывали к столбу и каждый проходящий наносил удары плетью. Бывало, вора забивали до смерти, особенно за кражу у сирот или вдовы.
Каждый КАЗАК на службу являлся со своим обмундированием и конем, о котором он прекрасно заботился и которого он вымуштровал лучше других. Ни один КАЗАК не употреблял мундштука и шпор. Ни в одежде, ни в упряжи у КАЗАКОВ не было ничего лишнего, никакого шика и озорства. Все они были нацелены на серьезный, тяжелый ратный труд, из которого надо было выходить только победителями.
Потомки древней АРИЙСКОЙ цивилизации и носители Ведической культуры, КАЗАКИ сохранили верность традициям, заложенным их легендарными предками - Ас(Аз) - Саками.
На протяжении тысячелетий КАЗАКИ подтверждали славу лучших верховых ездоков, лучших воинов, мастеров непревзойденной никем джигитовки. Скромные в быту, они не строили замков и дворцов и не имели тысячи рабов. И не потому, что не могли себе этого позволить, а потому, что не считали нужным, хотя своим оружием и умением они могли бы завоевать целый мир.
Их воспитание было основано на отголосках «Веданты» -религии АРИЕВ. «Веданта» говорит: «Вы чисты и совершен-ны. Вы можете делать все, вы всемогущи». Это учение проповедовало исключительно веру в себя. А это есть самая великая помощь, какая может быть оказана человеку. В КАЗАКАХ вера в себя граничила с безумной самоуверенностью. И это никто не сможет опровергнуть.
Воспитывая своих детей, донские КАЗАЧКИ искореняли жадность («Скупой дважды платит»), гнев и злобливость («На злых воду возят»), а также зависть, ненависть, враждебность, а главное - невежество. Невежество - мать всех зол. Фанатизм - это ограниченность и невежество. Вот почему никогда в КАЗАЧЬИХ семьях даже с появлением икон в доме не вколачивали детям фанатичную веру во Всевышнего. В человеческом организме происходят различные химические реакции под воздействием испуга, страха, ужаса. Пугать детей чем-то, вводить в страх, значит лишать сил и делать покорным или вызывать в ребенке ярость и непокорность. Обе стороны этого метода воспитания абсолютно чужды нраву КАЗАКОВ. Только убеждение должно действовать на разум ребенка, достучаться до разума труднее, чем до тела, поэтому в ходу была хворостина и не более того. Жизненные силы не бесконечны, они съедаются от беды, печали, скорби, безысходности, гнева, спора и боли. Говорить много тоже вредно. Потому-то и пресекались и споры, и драки, и болтовня. КАЗАЧАТ учили «держать язык за зубами», «не лезть вперед батьки в пекло» и многому другому. Даже не подозревая о существовании «Веданты», матери-КАЗАЧКИ изо дня в день следовали ее постулатам, воспитывая сильных, уверенных в себе детей.
Дурные впечатления формируют дурной характер. Все начинается с семьи. Отца почитали, но хозяйкой в доме была КАЗАЧКА. Мужчина считал ниже своего достоинства вмешиваться в быт, счет денег, ведение хозяйства и в прочие «бабские» дела. Он отстранялся от многих бытовых дрязг и мелочей. И именно это способствовало покою в доме. Никому и ничему нельзя позволять оказывать глубокое впечатление на разум. В КАЗАЧЬЕЙ среде много пели, общались, в беде подставляли свое плечо. Ведь находиться в рабстве даже своих чувств: ревности, зависти, жадности, гневе разрушительно для организма. Сплоченная коллективная среда сводила на нет все, что могло тревожить человека. Лечили словом, в нем, как известно, великая сила. Были старухи, которые избавляли от испуга, сглаза, заговаривали хворь и недуг. Не причинять страдание никакому существу - есть мудрость жизни.
Если глубоко вникнуть в суть КАЗАЧЬИХ традиций, то во многом можно усмотреть все те же древние принципы жизни, что имели АРИИ (другие индоевропейские народы, населявшие в разные эпохи нашу страну). Это принятие самостоятельных коллективных решений на Кругу. Использование той же тактики боя: заманивание, преследование, бой. КАЗАКИ также держались принципа замкнутой общины, почитали предков, не передавали по наследству богатств, которых при жизни не скапливали. Жили скромно, без кровной вражды и мести. Имели большое количество домашнего скота, были отличными воинами, передвигались по своей стране на большие расстояния, при этом спокойно перенося все трудности походной жизни. Чтили высокие нравственные принципы. «Честь имею» - их лозунг жизни. Если КАЗАКИ и было воинским сословием, то только древней АРИЙСКОЙ цивилизации. Возможно, что и уцелел КАЗАЧИЙ народ только потому, что способен был отражать натиск врага, обладал вековыми навыками и умениями ведения боя.
  
2.      Культура     КАЗАЦКОГО    этноса
Культура - это продукт жизнедеятельности людей и человеческого сознания. Самобытность говорит о замкнутости групп людей на определенной ограниченной территории. Культура передается через заимствование и обучение. Чем ярче культура, тем больше межнациональных связей было у этого народа. Примером может служить Средиземноморье. Культурный слой объединяет группы людей и время. Если существует эта совокупность, то можно говорить о нации, государстве, о целом народе, эпохе. Прошлое - это объективная реальность, по которой можно судить о событиях, явлениях, сфере жизни. Культуру народности можно расчленить:
       Начало. Рождение нового человека, члена общества. Каков был обряд в старину у КАЗАКОВ до принятия христианства? Какие давали имена? Какие права и какую защиту имела вдова с детьми, одинокая старуха-мать, инвалид? Появлялся на свет КАЗАЧОНОК. Гордость отца и деда, защитник матери и сестер. Мальчику особенно радовались. Но и рождение девочки приветствовалось, она продолжит чей-то род, придет время - нарожает КАЗАКОВ. На нового члена семьи в КАЗАЧЬЕЙ общине прирезался сразу кусок земли.
Избирался аталык, позднее его стали называть «крестным отцом». КАЗАК - воин. Кто заменит его, будет оказывать помощь в случае его гибели? Названные близкие «родители». Обычно это были тетки и дяди из близких родственников. Если ребенок оставался сиротой, содержали его, если не родственники, то на общественные деньги. Особо одаренных воспитывали отдельно, им предоставляли учиться в лучших университетах страны. КАЗАЧЬИ земли - сытые края, сироту куском не попрекали.
За обиду, нанесенную вдове, Круг мог присудить даже смертную казнь. Стариков не оставляли в беде. На Кругу решали: кто, когда, каким образом и чем может оказывать помощь. Давались имена и обязательно прозвища, метко характеризующие человека.
•        Воспитание и обучение. Начиналось в семье. Чужих детей у КАЗАКОВ не было, за детьми присматривали все. И  свои бабки и деды, и чужие могли и хворостиной «отходить», и накормить, и пожалеть, и пригреть. С трех лет сажали на лошадь. С 6-7 лет отправляли в школу. Образование, как правило, получали все и очень часто приобретали не одну специальность. Обязательно имели наряду с военным гражданское, смолоду задумывались о будущей жизни, когда армейская служба могла стать по разным причинам уже невозможной. Военную науку начинали постигать с рождения. Шашку клали рядом с новорожденным младенцем. На «Вербное воскресенье», когда детям исполнялось 18 лет, был призывной возраст. Сыновей вербой хлестали приговаривая: «Вербохлест бей до слез». После этого момента никогда больше на детей «не поднимали руку». Считалось, что с этого Вербного воскресенья дети стали взрослыми людьми, менялось к ним отношение. Сыновья становились в ряды воинов, дочерей готовили к замужеству. Вербой выбивали не только последний раз возрастную дурь, но и хворь, поэтому секли всех. Это был единственный день в году, когда стар и мал секли друг друга вербными ветками.
•        Культура труда. Навыки жизнеобеспечения прививали с раннего детства. Дети зачастую были единственными помощниками матери в ведении хозяйства, поэтому скотоводство, земледелие, рыболовство, пчеловодство, собирательство было знакомо всем с самых ранних лет. Ремеслам и навыкам прикладного искусства приучали с малых лет. Мальчики умели починить упряжь, смастерить кнут, нагайку, вырезать из дерева ложку, подшить сапоги и т.д. Девочки умели прясть, вязать варежки, носки и пуховые платки. Обучены были плетению кружев, умению шить и вышивать, вести домашнее хозяйство, присматривать за младшими братьями и сестрами. Детей в семьях было не менее трех.
•        Познавательная культура. КАЗАКИ - один из самых редких народов, у которых все поколения разом и все вместе находились и в праздники, и в будни, и в радости, и в горе. Устное народное творчество, как-то: сказки, песни, шутки, прибаутки, пляски объединяли все возраста. По вечерам собирались то у одних соседей, то у других, вместе трудились, пели, слушали рассказы бывалых людей, вернувшихся  из походов. Детвора всегда находилась среди взрослых. Родители гордились талантами своих детей и демонстрировали их во время общественных мероприятий. Все это воспитывало в детях умение общаться, не чувствовать неловкость среди большого скопления людей, вырабатывать красноречие, смелость, уверенность. Общение всегда повышало образовательный уровень. Часто КАЗАКИ ездили в другие станицы по делам или в гости, тогда непременно брали с собой и детей. Конечно, находясь в дальних походах, КАЗАКИ заимствовали от носителей иных культур лучшее и передавали это своим близким, обогащая опытом и знаниями. Целым событием было ездить на годовые праздники на церковную службу в соседние села.
•        Религиозное воззрение и связанная с ним нравственная основа бытия у КАЗАКОВ переплетены и размыты. Христианство наложило отпечаток на поведение, но при этом сильны были вековые традиции: языческие праздники, как вехи, отмеряли жизнь народа. КАЗАКИ жили не по церковным календарям, а по своим житейским: более прислушивались к розе ветров, приметам, птичьим прилетам и отлетам, когда курица весной воды напьется, когда медведь из берлоги поднимется, когда выпадет первый снег и т.д. Жили убеждением: «Я на экипаже, который есть тело мое. Разум — это кучер, ум — вожжи, а чувства — лошади. Все зависит от меня, а не от Бога».
Признавали КАЗАКИ Бога и загробную жизнь? В разное время по-разному. Но в ходу всегда была поговорка: «На Бога надейся, но сам не плошай».
•        Культура речи. Несомненно, КАЗАЧЬЯ речь отличалась от московского говора. «Неформальную» лексику пресекали немедленно. Кто из московитов может объяснить КАЗАЧЬИ слова? А КАЗАКИ могут. КАЗАЧЬЯ речь буквально пересыпана пословицами и поговорками, поучения  и добрые шутки слышались на каждом шагу. У КАЗАКОВ всегда было хорошее настроение, доброе восприятие и отношение к окружающим располагало к общению.
•        Культура питания. Особенностью КАЗАЧЬЕЙ кухни является наличие в ней постоянных компонентов - злаков и молочных продуктов. Все остальное так или иначе в разные времена года добавлялось по возможности и по обстоятельствам. Кушали мало и всегда свежеприготовленную пищу. В гости принято было ходить только сытыми, куски по дворам не собирали, в чужой рот не заглядывали. В ходу была поговорка: «На чужой каравай рот не разевай». Ее значение употреблялось в широком смысле слова. Пресекалось обжорство, чревоугодие и прочие пороки, связанные с едой. Были терпимы и неприхотливы возможно потому, что здоровые люди, как правило, не отвергают ту или иную пищу и не имеют пристрастие к чему-либо.
•        Культура здорового образа жизни. КАЗАКАМ запрещалось пить спиртное в будние дни. Наказывали и штрафами, и публичными порками. Пьянство - это добровольное сумасшествие. Запрещалось курить. В сумерках, ночью курящий человек - отличная мишень для снайпера. А КАЗАК - это обученный воин, потерять которого считалось большим убытком, поэтому дисциплина в КАЗАЧЬЕЙ среде была безупречной. Конечно, КАЗАКИ были знакомы и с наркотическими средствами. Но с детства знали, что наркотики - это вещества, которые настолько расслабляют организм человека, что душа расстается с телом, а это всегда кончается смертью. Человек должен быть, как кулак, крепкий и такой стиснутый, чтобы не было возможности его разжать никому. Вот это показатель здоровья и силы. Слабаки презирались в КАЗАЧЬЕЙ среде. Разумеется, тренировки, джигитовка и прочие упражнения делали тело гибким, сильным, здоровым и красивым.
•        Семейные традиции и половая культура. Чтились семейные традиции. Семья это опора, это надежный тыл и продолжение рода; это дети, которые способны продолжить начатое, радовать своими успехами. За геройство раньше КАЗАКОВ награждали 40-ка соболями. Шубу из них шили перво-наперво матери, если та была еще жива. Мать гордилась сыном-героем. В каждом хуторе и станице был свой знаменитый КАЗАЧИЙ род, куда отдавали с радостью своих дочерей и сыновей в зятья и снохи. За столом родителей сажали в передний угол.
Были ли половые связи на стороне? Это зависело конкретно от каждого человека, как и у других народов. Конечно, КАЗАКИ не были ангелами: похаживали к жалмеркам, да и на службе мимо чужую юбку не пропускали. Но, в основном, нравы были достаточно строгие. Наполеону очень нравилась казачья поговорка: «Никто не герой перед своей женой».
Что касается КАЗАЧЕК, то, будучи свободными и независимыми по натуре, они, полюбив, могли полностью отдаться своему глубокому чувству. Но никто не может упрекнуть их в том. что в своих поступках они руководствовались корыстными целями.
Социальная культура. Это, в первую очередь, отношения и связи между членами КАЗАЧЬЕГО общества - равенство среди КАЗАКОВ при определенной иерархии. При этом имело место обособление КАЗАКОВ от остального населения: батраков, наемных работников, инородцев и бродяцего люда (цыган, попрошаек и др.)
•        Коммуникативная культура. Здесь КАЗАКИ были на высоте. Эта традиция шла от индоевропейцев, от их «ямов» и «ямщиков». Индийское слово «прамаяма» значит: прама -это жизненная сила, яма - управлять. Ям - это управление, а ямщик - управляющий (лошадями). Позже ямы стали называть станциями. У КАЗАКОВ была развитая сеть связи. Вестовые держали связь между станицами, хуторами, юртами. Никогда не было проблем с транспортом. Каждая КАЗАЧЬЯ семья имела свой гужевой транспорт - быки с арбой, двойка лошадей с телегой, бричкой или санями, наконец, верховые лошади всегда были на подхвате. За качеством дорог следили, прокладывали новые, зимой чистили от снега. Некоторые дороги были выложены булыжником.
•        Информационная культура. Была ли в древние времена письменность? Несомненно была. Открытия впереди. Но и без нее существовали способы накопления, хранения и передачи информации как в пространстве, так и во времени. Сохранились архивы, КАЗАЧЬИ символы, знаки, геральдика, награды, знамена, бунчуки и прочая атрибутика.
•        Искусство. Народное творчество. Это своеобразная резьба по дереву, вязание пуховых платков различных по узору и предназначению, вязание конкретно на спицах кружев, подобно как кайма у пуховых платков, для прикроватных подзорников, белья. Сохранились искусно выполненные кованые предметы: рогачи, кочерги, совки, решетки, металлические изделия для конской сбруи, для бытовых нужд.
Седла, упряжь отличались простотой, надежностью и удобством, как для седока, так и для лошади. Кнуты, нагайки, ремни, мужская и женская одежда, украшения и обереги, своеобразные рисунки, картины, домашняя утварь - все имеет свои особенности, уходящие корнями в далекое прошлое. Петухи, зверьки, деревья, вышитые узоры выполнены в традиционной старинной манере, как и коньки на крыше домов, коромысла, утюги, ножи и прочие предметы быта. Особенно отличается одежда КАЗАЧЕК от одежды женщин всех других народов. В основном это широкие, разных фасонов юбки и кофточки, которые носили навыпуск: с рукавами разной длинны, с оборками и рюшами, воротниками и стойками, пуговицами и крючками, но всегда подчеркивающими талию.
•        Военная культура. КАЗАКИ отличались своей стратегией и тактикой, воинскими ритуалами и традицией, форменной одеждой, вооружением. Их военное самосознание прошло все стадии развития: защита своей земли, морские походы с целью грабежа турецких, персидских, византийских и других городов (ходили за зипунами), завоевание крепостей и взятие городов, освобождение пленных и возврат угнанного скота.
КАЗАКИ умели догонять, настигать, сходу вступать в бой, рассыпаясь, уходить от погони и преследователей. Они владели навыками ведения боя, разведки, обследования местности. Умели вести как ближний бой, так и бой на расстоянии с помощью ножа, копья, стрел, огнестрельного оружия, дальнебойных орудий.
•        Культура войны. В этом понятии заключена материальная культура оружия, орнаменты в украшениях, надписи на оружии, например: «Без нужды не доставай», сплав металла, обоюдоострое лезвие или загнутое. Отработанные формы передвижения, походный быт, идеологическая подготовка воина (отсутствие страха, готовность к сражению, героической смерти). «Или грудь в крестах, или голова в кустах».
  КАЗАКИ владели навыками ведения индивидуального боя и коллективного. Разумеется, их опыт был накоплен за счет богатейшего наследия стратегии и тактики разных времен и народов. Воевать приходилось с турками, персами, шведами и прочими народами. Арена сражений разворачивалась на суше, реке, море, на болоте, в пустыне, в горах, в степных просторах, в заснеженных полях, непроходимых лесах. Везде применялась своя тактика боя, использовались навыки владения определенным оружием. Отработана веками была система военной этики как по отношению к союзникам, так и к противнику. Постоянно у КАЗАКОВ в ходу были шашка, нагайка и нож.
•         Культура погребений и обряды. В разное время были свои обряды. Но никогда КАЗАКИ не оставляли своих убитых брошенными на полях сражений. Последние столетия тела хоронили, закапывали в землю. Во время эпидемий сжигали и людей, и животных. Считали, что, если не предать земле тело, неприкаянная душа будет ходить по свету. Всегда поминали, как говорится, чем Бог послал. Но в мирное время обычно варили кутью. Раздавали мелкие деньги, конфеты, выпечку, яблоки и т.д.
*****
Какое культурное наследие пронесли через века КАЗАКИ? Это, в первую очередь, конечно же, военная культура и культура войны, унаследованные ими от своих легендарных предков - военного сословия АРИЕВ - Ас(Аз) - Саков. Они заложили основу науки, как выживать в агрессивной среде. Они показали сложнейшее мастерство верховой езды и пример доверительного отношения человека и животного. Они научили мир за один день возводить из подручного материала прочные дома, которые пригодны для жилья в суровом резко континентальном климате. Они продемонстрировали пример слаженного коллективного боя, взаимовыручки на войне и в мирное время.
Они сохранили и показали миру облик абсолютно свободного человека, у которого поступки рождаются в нем самом, он хозяин своего поведения. А у раба поступки рождает его окружение, его поведение формируется под влиянием близкого круга людей, команды, семьи. Тем и отличается личность, что она не идет на поводу толпы, не продается и не покупается. Государство может стать только тогда сильным, когда все его члены будут свободными, а не рабами. Государство рабов обречено на гибель. Царизм и советская власть растоптали свободу, превратили народ в бесправную, задавленную страхом и нуждой безликую массу. В США, закладывая основы государства, взяли, как пример для подражания, КАЗАКОВ. В музеях Филадельфии и Парижа о КАЗАКАХ России могут рассказать больше, чем все «ученые» труды нашей страны.
КАЗАКИ, жизнью которых были суровые военные будни, исповедуя презрение к накопительству, стяжательству и богатству, сохранили самое дорогое, что можно оставить своим потомкам в наследство - землю своих предков, на которой сами КАЗАКИ оказались сегодня изгоями.
  
КАЗАЧЬЯ ГОЛГОФА XX ВЕКА
(ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ)
()
Hosted by uCoz